%@ Language=JavaScript %>
BIG FUCKIN' THANX'S за этот материал Виктору "Реактору" Мамонтову из журнала HATROSS (Хабаровск) за быструю доставку и отзывчивость, и как всегда вездесущему Дмитрию Бравому, который каким то макаром узнал об этой статье!!!
OVERKILL: FUCKING THRASH!
In OVERKILL we trust!
Overkill – это 100 процентов андеграунда. Не потому, что на хрен играть не умеют. Этот удел оставьте дерьмовым рок-группам в Совке, которые прикрывают свою голую жопу и отсутствие таланта словесями о причастности к андеграунду. Shit! Overkill умеют играть, а если нет, то кто тогда умеет?! Overkill – андеграунд, потому как всю жизнь обитают в стороне от проезжих дорог, т.е. вне миллионных тиражей пластинок, вне коммерческого успеха, вне критики, которая их не то, чтобы не жалует, но обходит стороной. Они всегда в дороге, они никогда не отменяют шоу, они живут в этих грёбаных автобусах и мотелях. Они – 100-процентный металл, самые отвязные на сцене и самые сосредоточенные в студии. Они – это трэш, мать вашу…
Overkill пришли сюда вместе с Metallica, Anthrax, Exodus и Flotsam. Это символично, потому что вы сами можете рассказать мне, что сейчас творится с упомянутыми бандами. А Overkill по-прежнему колбасят свой яростный трэшняк, будто и не было этих прекрасных и жутко трудных двадцати лет. Музыкальные энциклопедии и журналисты от рока утверждают, что Overkill никогда не были столь виртуозны и талантливы, как Metallica, но всё дело лишь в оценке приоритетов и качеств: что ты считаешь талантом, и насколько Кирк Хэммет виртуознее Керри Кинга, а Дэн Спитц – Алекса Скольника. Да хрен на них – критиков, главные критики здесь – мы с вами, чуваки, у которых давно съехала крыша от thrash metal. Мы его любим, а потому никто лучше нас не скажет о трэш-командах, в том числе и об Overkill.
Нью-йоркская команда с добрым имечком Overkill («многократное уничтожение» - аналогия с незабвенной песенкой Motorhead), чье 20-е рождение мы будем официально отмечать в следующем году, представила миру в 84-м грязный thrash/speed гаражного типа в виде первого одноименного EP. А кто тогда играл чище и круче? Slayer? Metallica? Все были равны, потому что вылезли из одной бочки с дерьмом. Так не будем спорить, чье дерьмо было слаще.
Первым составом заправляли идейный лидер – вокалист с голосом подонка – Бобби «Блиц» Элсуорт (имя, бля, как у йоркширского графа!), а музыкальное лидерство делили гитарист Бобби Густафсон и басист Д.Д. Верни. Барабанщики будут меняться часто, затем пойдет разброд с гитаристами, так что не пинайте меня, братцы, в живот, ежели я кого из них не упомяну. Главные действующие лица – Блиц и Верни – и сейчас на руководящих должностях.
Уже к выходу первого релиза команда имела недобрую репутацию брутального и оскорбительного коллективчика, высокоскоростного и скорого на мат. Последователей среди штатовских подростков нашлось немало, будьте уверены. И хотя заключить приличный контракт было нелегко, Overkill не отчаивались, поколение волосатиков, спавших, не снимая «косухи» в обнимку с любимыми винилами, шло за ними. В 1985-м выходит первый полнометражник “Feel The Fire” – сырой и неухоженный музон, похожий на хулигана, раздающего пинки направо и налево, только… со скоростью автомата «Узи». Голос Блица до смерти пугал допропорядочных мамаш и бесил отцов семейства, но детишки просто тащились. В не очень-то искусной музыке было то, чего им так не хватало – агрессия (а им твердили – веди себя прилично), правда (папа истово молился и втихаря щипал зад соседской девчонки), скорость (тебе не дают машину, а мотик угнали панки) и боль (вчера опять пришел домой с разбитой мордой, их ведь было трое против одного). Всё, чего так не хватало в серых буднях, всё, что было так понятно и близко.
Музыкально, тем не менее, уже эта пластинка была вполне искусной. Главное, она определила генеральную линию – игра на риффах, которой «оверкиллам» и сейчас нет равных в трэш, короткие режущие соло, скоростная долбежка, четко выделенный бас, заметный не менее лидер-гитары. Уже следующие альбомы сделают Overkill репутацию прекрасных ритмачей, но даже здесь их музон похож на переломаного в авариях маньяка-байкера, которому уже всё по хрен: он пьян в стельку, но может вести с закрытыми глазами. Не зря этот альбом выпустила мажорная Megaforce Records. Overkill заняли свою нишу в американском трэше.
Во многом привлечение внимания к группе было связано с голосовой подачей Блица: «Нравится вам мой голос или нет – неважно. Главное – меня всегда можно узнать. Металл рожден не для того, чтобы ублажать кого-то, даже если этот кто-то – ярый металлхэд. Как-то меня спросили, чем я зарабатываю на жизнь, и я ответил – раздражаю людей. И это правда. Я убежден, мой голос – награда, ниспосланная свыше! Не нравится, слушайте других».
“Taking Over” (1987) был только тренировкой, «низким стартом» для появления действительно убийственных альбомов, которыми отстреляла банда в 80-х. Но и здесь – уже вполне приличный звук, осознанная техника, огромный рост скрытого потенциала, особенно Густафсона и Верни. Ну а диски “Under The Influence” (1988), “Years Of Decay” (1989) и “Horrorscope” (1991) – не только классика Overkill, но всего thrash metal – искусные и убийственные инструменты в руках килеров.
“Under The Influence”. Звук команды к этому времени упорядочился и стал узнаваемым, в нем логично сочетались панко-роковый драйв и виртуозность хэви-металла. Overkill открыли для себя игру на контрастах: акустическая или «чистая» гитара - тяжелые риффы, скоростные куплеты – тягучий припев, медленное соло – ослепляющий ритм. Все эти ништяки можно запросто найти в одной и той же вещи (“Drunken Wisdom”, “End Of The Line”, “Overkill III”). Ну и, несмотря на весь нескрываемый экстремизм, в песнях Overkill появились отличные мелодии. Бобби Блиц неизмеримо вырос как вокалист, он использовал голос в качестве инструмента хирурга (или орудия убийства), а басовая работа Д.Д. Верни не менее интересна, чем гитарные фокусы Густафсона (“Head First”). Послушав альбом, даже полный придурок поймет: эта команда – сила, скоторой нельзя не считаться.
Итак, культовый статус был обеспечен. А дальше – гастроли, гастроли, гастроли. Маленькие клубы и гаражи, огромные стадионы и залы, ежегодные металлические шоу в Европе, Британии и США. «Разогрев» и «хэдлайнерство», причем по фигу что. Overkill никогда не отказывались играть. Если ту же Meatllica подводили вторые составы, то найти им замену было плевым делом – кореша из Overkill заменяли всех, причем так, что фанаты только радовались. Шоу с этими ребятами на «разогреве» были, кроме всего прочего, неслабым испытанием и для хэдлайнеров. Попробуй переиграть таких упертых, яростных и энергичных металлеров, как Overkill!
“The Years Of Decay” – последний альбом с Бобби Густафсоном. При всей похожести на предшественника, он гораздо лиричнее, именно в нем появляются сперматозоиды редких и в будущем, но таких отпадных и уникальных баллад, каких нет у любой другой трэшевой группы. Тексты песен становились еще более агрессивными, но умнели раз от раза. Их темой по-прежнему (и по сей день) оставались насилие, смерть, война, воинствующий атеизм. Блитц в своих «стихах» четко разграничивал мир на своих и чужих, в песнях Overkill он был черно-белым, без полутонов и нюансов, но так и было нужно. “Time To Kill”, “Elimination”, “Who Tends The Fire”, “Playing With Spiders/Scullcrusher”, “The Years Of Decay” – настоящие жемчужины альбома.
Ушедшего Густафсона заменили сразу два гитариста – Роб Каннавино и Мерритт Гант – отчего звук Overkill не только не пострадал, но стал плотнее и разнообразней. “Horrorscope” – одно из сильнейших (если только не самое) творений команды, плод изощренной жестокости и немыслимой виртуозности (конечно, речь идет о виртуозности в рамках именно этой группы). Идеи, заложенные и реализованные в нем амбициозные, а воплощение – самое богатое и разнообразное. Не стоит даже делить его на отдельные треки – вместе они действуют на слушателя, как малочисленное, но хорошо тренированное подразделение коммандос в тылу врага. Не случайно именно этот диск признан всеми, даже скептиками, как вершина творчества Overkill. И еще: не рекомендую слушать его слишком часто, угроза впасть в коматозное состояние (в соответствии с открывающей альбом композицией) – более чем реальна. Н-да.
В 93-м в Overkill появляется новый барабанщик Тим Мэллар (играет здесь и поныне), который еще более акцентировал саунд группы, сделав его несколько автоматичнее, но, с другой стороны, и гораздо ударнее. В целом, несмотря на заполонявший Америку в начале 90-х «сиэтлский» звук, Overkill держались на плаву, в отличие от начинавших либо уходить на дно, либо цепляться за модные веяния трэшеров. По сути, они и еще очень немногие штатовские формации сохранили верность духу классического трэшняка и этим спасли его в самые тяжелые дни от полного загнивания и преждевременной могилы (Боже, храни Slayer, Testament, Flotsam & Jetsam, Exodus, канадцев Annihilator и упертых германских mothefuckerов Kreator и Sodom).
Конечно, альбом “I Hear Black” несет на себе печать времени, он даже чуток мягче и лиричнее (если можно ставить рядом слова «Overkill» и «лирика»), но компромиссом от него не воняет. Этот термин можно просто вычеркнуть из лексики «оверкиллеров». Команда перебралась под крыло Atlantic Records, и хотя, как выяснилось чуть позже, кроме головняков почти ничего не получило, но «капуста», вложенная в производство диска и его разгон, дала положительные побеги. И все же основная роль в популярности этого диска сыграна самой бандой. Музыка “I Hear Black” более вдумчива и замедленна, голос Бобби фокусируется на мелодии, а потому другие слои металлеров примкнули к трэшерам, чтобы почтить уважением эту работу. Только не стройте иллюзий по поводу того, что команда Блица и Верни решила последовать примеру Metallica, навечно обменяв ослепляющие скоростные риффы на медленный и вполне мелодичный «грайнд». На-ка, выкуси!
“W.F.O.” (или “Wide Fucking Open”) продолжил тенденцию предшественника, бороздя пост-трэшевую Америку, бередя раны тех, кто не хотел верить в гибель экстремального металла. Поговаривали, будто Overkill продались, но делали это шепотом или на приличном расстоянии, а то ведь можно было и в морду получить. Шел 94-й, бал правили Nirvana, Pearl Jam, Stone Temple Pilots и иже с ними. Потому-то такой сильный «нео-трэшевый» релиз прошел довольно незаметно. А он-то как раз разбивал вдребезги все упреки в коммерциализации. Об этом кричали “Gasoline”, “Up To Zero” и “Fast Junkie”, нет, они не кричали, они вбивали гвозди в башку каждого неверующего Фомы, который все же рисковал послушать “W.F.O.” А такие вещи, как “They Eat Their Young” обнаруживали новые, неизвестные ранее, стороны группы – тяжелые и очень музыкальные номера. Послушай эту вещь, брат, ты долго будешь собирать ошметки собственных мозгов с пола…
Им стукнуло 10 лет. Тур “W.F.O.” был тщательно записан на пленку, и вышел в 95-м в виде зальника “Wrecking Your Neck”. Его можно охарактеризовать парой слов – «трэшевый марафон» (22 трека почти без перекура). Слушая ЭТО, не трудно представить до какого состояния доходили хэдбэнгеры на концертах группы. Меж тем отношения с дядями из Atlantic сошли на полный ноль, и к 96-му, Overkill вновь были без контракта.
Heavy metal – не просто два слова
Бобби Блиц не привык сдаваться. Д.Д.Верни не привык сидеть без дела. Это значит – Overkill продолжали играть, продолжали писать свой злобный трэшняк. А это, в свою очередь, значит – выходили новые альбомы. Даже в самые дерьмовые времена. Для них «металл» и вправду был не расхожим словечком, но способом существования. «Похоже, сейчас никто не хочет даже произносить это слово, говаривал в те дни Блиц. – Все с ума посходили от «альтернативной» музыки. Нас пытаются вновь загнать в подполье. Спасибо, мы уже вышли оттуда!»
“Killing Kind” 96-го ознаменовал новый состав Overkill (гитаристы Джо Комю и Себастьян Марино) и новый подход к трактовке трэш. Время диктовало свои условия, наполняя музыку большей тяжестью и злобой. Где-то в подкорке это шло вразрез с извечной изуверской утонченностью жанра, его виртуозным подходом к музыкальным структурам. Чтобы понять общую тенденцию развития трэш того периода достаточно переслушать соответствующие альбомы Testament и Sepultura, Anthrax и Pantera. Всё станет на свои места. Но Overkill тоже останется на своем месте, время не заденет его так. Как остальных. И дело в металлическом упорстве его лидеров, их вере в правильность выбора, сделанного десяток лет назад. Вот и всё, что я хочу сказать об этом диске, как, впрочем и его последователе, выстрелянном вдогон в 97-м (“From The Undeground And Below”), будто из автоматического пистолета. Тяжесть, мощь, злоба – три составляющих, задавивших всё остальное, - их общая характеристика.
Как ни странно, после тяжелых, «грызущих гранит» “Killing Kind” и “From The Undeground” Overkill ошарашили нас необычным припанкованным релизом “Necroshine” (1999). Панк-рок всегда оказывал влияние на трэш, как составляющая часть корневой системы, Overkill никогда не отрицали его, более того, их панковый напор, злая лирика и мат – именно из этой музыкальной клоаки (в данном случае термин имеет положительную окраску – для тех, кто не понял). Не стояли в стороне от punk и другие трэшеры – Metallica, Slayer, Whiplash, Exodus… И никто здесь не говорит, что это плохо. Просто относительная слабость “Necroshine” – в затянутости рефренов почти в каждом треке, а пара заключительных вещей просто действуют на нервы прямолинейностью и монотонностью (если их выкинуть, и слушать этот «шедевр» весьма приличной длинны было бы ловчее). Но такие безумные композиции, как “80 Cycles”, “Necroshine”, “My December” и “Revelation” не дадут языку покрыть руганью и этот диск.
В том же году «оверкиллы» обнародовали имена тех, кто в детстве плохо повлиял на их, в результате чего парни и стали играть thrash. В качестве улики они предложили альбом каверов, остроумно названный “Coverkill”. Не стану перечислять всех героев рока (и панка), которых изуродовали и унизили своими версиями парни, но скажу лишь, что особо досталось «диповской» “Space Truckin’” и «джетроталловской» “Hymn 43”, тогда как более близкие по духу “Overkill” Motorhead, “Changes” Black Sabbath, “Tyrant” Judas Priest и “No Feelings” Sex Pistols пострадали в меньшей степени.
Вдоволь насладившись «экспериментами», Overkill бабахнул в аудиторию таким зверским диском, что многих посшибал с копыт (не скрою, я чуть не оказался среди этих жалких уродов). “Bloodletting” (2001) вполне оправдал свое название, это настоящее кровопускание. Точно какие-то неведомые силы отдали банде приказ – найти и уничтожить …всех нас. Только мы-то как раз от подобной музыки и оживаем, нам – воспитанным на thrash и death – только этого и подавай! Не, конечно, местами через край: у неподготовленных кровь из ушей лилась, глаза лопались и мозги вываливались, сам видел. “Thunderhead”, “I, Hurricane” (настоящий ураган!), “Can’t Kill A Dead Man”, “Let It Burn” – звуковая бойня, да и только (а гитарист-то впервые с 89-го один). Зачистить территорию, пленных не брать! Это просто праздник какой-то…
В 2001-м, кроме всех прочих радостей жизни, связанных с улучшением дел на трэшевом фронте, заядлые металлеры получили возможность ознакомиться с сайд-проектом Д.Д.Верни The Bronx Casket Company (созданным еще в 98-м), разродившимся альбомом “Sweet Home Transilvania”. Диск имел дело с более традиционным хэви, а клепали его вместе с Верни друганы-нью-йоркцы Тим Мэллар («оверкильский» барабанщик), гитарист из Savatage Джек Фрост, клавишник Чарли Кальв (Shotgun Symphony) и экс-вокалист Misfits Майк «Spy» Хайдеос.
Overkill так никогда и не стали big time heroes, пардон, героями большой сцены. И, видимо, уже никогда не станут. Да оно им (вам) надо? В этом году увидел свет 13-й (какое число!) номерной полноформатник группы, который так и назван “Killbox 13”. Это как возмездие. 2003-й – отличный год! Вернулись Voivod, на горизонте – призрак Celtic Frost, а предыдущая пара лет подарила нам возрожденных Destruction. Я верю, thrash будет жить, я знаю это наверняка. Пусть ему не достичь того апогея и той славы, которыми он насладился в середине 80-х, пусть он никогда не будет прежним. Пусть тем, кто играет настоящую его классику уже далеко за 40, как и тем, кто его слушал все эти годы. Он другой, но он не хуже. “Killbox 13” – доказательство моих слов.
Диск вышел на Spitfire Records, а продюсированием занимался Колин Ричардсон, в результате некоторые нюансы альбома значительно отличаются от того, что мы слыхали раньше. Скажем, бас теперь не выпирает поверх гитар и ударных, хотя его и не утопили, он есть, но только как часть музыки.
Новые гитарист Дерек Тэйлер и проверенный еще рейдом сквозь тылы неприятеля на “Bloodletting” Дэйв Линск знают свое дело плотно. И где только Блиц и Верни умудряются брать таких крутых «лесорубов», будто источник или склад какой знают! А может сами делают?
Я не буду настаивать на том, что “Killbox 13” – лучший, или даже один из лучших дисков группы. Но он уже несколько месяцев – среди самых слушаемых мной тяжелых альбомов, там, где насмерть стоят ”Horrorscope” и “The Years Of Decay”. И, кстати, по части игры со сменой ритмов и контрастов в скорости он даст покурить любому из дисков, выпущенных бандой в 90-х – 2000-х. «Мы изобрели заново то, что играли в 80-х». Каждая вещь стоит обособленно, имеет свой характер, но вместе они, как кулак, вышибают зубы, хук слева, хук справа, апперкот… Старая школа, в которой кое-что никогда не меняется. Гитары очень плотные, сплошное мясо, зато соло, которые извлекает Линск, пока Тэйлер держится за ритм, неожиданно мелодичны. Несмотря на разный темп, все треки очень тяжелы, особо же – “Crystal Clear” (замедленная, как какой-нибудь death/doom) и “The One”. В “Struck Down” Тим Мэллар так давит на педали, что начинаешь опасаться не только за свои барабанные перепонки, но и за его барабаны. “I Rise”, наверное, самая трэшевая вещь в старом ключе. Блиц орет, визжит и улуюлюкает не слабее прежнего. Драйв такой, что сродни локомотиву, прущему на полной скорости. Эй, не стой на дороге! И как обычно – никакого говна.
А потом вновь в путь: эта команда не любит сидеть на заднице в ожидании откликов на новые альбомы. Overkill уже по весне они посетили все «горячие точки» Европы: Германию, Бельгию. Затем около 40 (!!!) концертов в Штатах, потом опять Европа, и опять 40 гигов на бис… Дальше их ждала Южная Америка, самый плотный график на июнь-июль. А осенью – снова в Европу. Никаких намеков на то, чтобы притормозить. А как насчет возраста, здоровья и прочей хрени (Бобби не так давно отлеживался с сердечком в больнице после того, как «откинулся» прямо на сцене)? «Если мы не будем играть, только и останется, что о здоровье думать! Конечно, люди должны умирать в постели… Вот это и толкает меня в дорогу – страх».
И как только у них это получается? «Это самый обычный способ существования для нас. Кто-то просыпается и ест завтрак. Д.Д. просыпается и берет в руки гитару, - говорит Блиц. - Когда мы пишем музыку, то пишем ее в буквальном смысле слова. Overkill – это непрерывный процесс. Когда мы «сдали» “Bloodletting”, у Д.Д. уже были готовы риффы для композиций “Killbox”. Я уверен, у него уже сейчас полно идей для следующего альбома».
К Overkill вполне приемлем такой модный сейчас эпитет «true». Они и вправду всегда оставались честными по отношению к музыке, носителями которой являются по сей день. Похоже, они так и не допустили главной ошибки, которую хоть раз делает музыкант, пытаясь пробиться в кулуары большого бизнеса, не попытались с ним заигрывать. «Нельзя обменивать то, во что ты веришь, на то, что хотят от тебя услышать другие, - говорит Дэйв Линск. – Если ты сделаешь что-то себе в кайф, и это понравится народу – зашибись! Но если даже не понравится, ты все равно останешься при своем. Хуже, когда то, что выходит из твоих рук не нравится никому. Компромисс – хреновая штука». И вы можете любить этот пробуждающий в сердце звериные чувства музон, можете ненавидеть его, поливать грязью и помоями, можете бояться его. Слишком поздно, он уже существует. Overkill, впрочем, вряд ли задумываются над подобными вопросами, а если и задумываются, то не слишком часто. У них просто нет на это времени. Они не думают о музыке, они ее выдумывают и играют. Они этой музыкой дышат, питаются и испражняются, то есть они ей живут уже на физиологическом уровне. Потому что Overkill – это thrash. Fucking thrash.
Реактор
Реклама: |